В НИУ ВШЭ изучили медиапотребление россиян, которые избегают чтения новостей. Как отмечается в исследовании, речь идет о людях, которые сознательно ограничивают потребление новостного контента, – в России их насчитывается почти 41%.
Участники исследования выявили наличие эффекта «новости-находят-меня». То есть, не потребляя такой контент целенаправленно, человек всё равно сталкивается с ним в онлайн-пространстве или при общении с другими людьми.
Контент, который находит человека в интернете, россияне воспринимают как наиболее значимый. Возникает чувство, что алгоритмы и подписки в соцсетях изолируют от лишней и недостоверной информации, поскольку контент транслирует кто-то из социального окружения человека.
Вместе с тем алгоритмы рекомендаций и сети друзей могут сыграть и злую шутку. Просмотр одной заинтересовавшей новости влечет за собой рекомендации большого количества сообщений с аналогичным контентом.
Исследователи также обращают внимание, что в ситуации случайного узнавания новостей люди могут не получить полную картину событий. Иногда это просто слухи или сообщения с кликбейтными заголовками, которые могут ввести человека в заблуждение.