Прошло больше года с введения правил об обязательной маркировке и передаче в Роскомнадзор сведений об интернет-рекламе. 1 сентября закончился тестовый период, и теперь рекламодатели могут получить реальные штрафы за нарушения. Однако разобраться в новых требованиях многие участники рынка так и не смогли из-за формулировок в законе. Юристы проанализировали сложные случаи и разъяснения от ФАС и РКН.
Специалисты отмечают, что актуальным остается даже базовый вопрос о том, что считать рекламой. Ее главными маркерами для регуляторов остаются «приоритетное размещение или графическое выделение, призывы к покупке, ссылки на сайт, промокоды, хвалебные описания акций или товаров и эпитеты». При этом упоминания брендов по-прежнему возможны в СМИ без маркировки, если это «качественный полезный контент». Специалисты добавляют, что требования маркировки не относятся к социальной рекламе, теле- и радиоэфирам, продублированным в интернете без изменений. Их можно публиковать без пометки «реклама».
Мнения регуляторов расходятся в отношении рекламы в запрещенных соцсетях, которые юридически недоступны для пользователей в России, но по факту ими используются. Например, отечественные рекламодатели по-прежнему могут делать интеграции с блогерами. Роскомнадзор планирует следить за рекламой в запрещенных соцсетях и штрафовать за отсутствие маркировки в них. Однако неясно, как ведомство планирует отслеживать размещения, если само ведомство вводит запрет на использование VPN. Важно отметить, что само по себе размещение в запрещенных соцсетях не считается нарушением российского законодательства.
Формально за одну рекламу теперь можно получить три штрафа. Отсутствие слова «реклама» и данных о рекламодателе карается штрафом от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Непредоставление или предоставление неверных данных в РКН и отдельно отсутствие или неверное указание токена влечет штрафы для рекламодателя, рекламораспространителя и оператора рекламной системы в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.