Исследователи из Перми проанализировали более 300 ответов госорганов во «ВКонтакте» за 2021 год.
Эксперты из Пермского государственного национального исследовательского университета изучили официальные ответы властей на обращения граждан в соцсетях и составили рекомендации, как сделать их понятными и доступными для широкой аудитории.
Исследователи проанализировали базу более чем из 300 ответов госорганов во «ВКонтакте» за 2021 год, посвященных различным аспектам сферы образования. Часть ответов они оценили с помощью сервиса «Текстометр», который автоматически определяет уровень сложности написанного.
Для повышения ясности речи в госпабликах эксперты составили рекомендации:
- Заменяйте канцелярские обороты и специфические термины на общеупотребительную или конкретную лексику: например, пишите «детские сады и школы» вместо абстрактных «образовательных учреждений», «охранники» вместо «физической охраны», «камеры наблюдения» вместо «наружное и внутреннее видеонаблюдение» и т. п.
- Уточняйте значения сложных юридических терминов с помощью специальных вставок в скобках.
- Подавайте информацию от частного к общему и конкретизируйте ее через онимы – слова или словосочетания, которые выделяют один объект среди множества похожих. Например, всегда лучше написать название конкретного населенного пункта, где планируют построить школу.
- Подкрепляйте утверждения в ответах ссылками на официальные документы. Благодаря этому ваши сообщения станут более убедительными и повысится их правовая грамотность.
- Упрощайте конструкции: длинные предложения с обилием причастных и деепричастных оборотов усложняют восприятие, а простые и структурированные высказывания, напротив, облегчают.
- Придерживайтесь непринужденного тона общения, чтобы сблизиться с адресатом.